Выпьешь – не заведёшь: что такое алкозамок, и победит ли он пьянство за рулём
Сразу несколько операторов столичного каршеринга заявили об установке алкозамков на свои автомобили. Это явно даёт понять, что проблема с нетрезвыми водителями на прокатных автомобилях весьма значительна. Изучаем ситуацию и делимся актуальной информацией. Итак, Car5, YouDrive и «Делимобиль» сообщили о том, что работают в данном направлении, а некоторые прямо заявили, что в конце текущего года или к началу следующего на автомобилях, предоставляемых в краткосрочную аренду, появятся алкозамки – то есть, алкотестеры, интегрированные в систему запуска двигателя и не позволяющие завести автомобиль без предварительной проверки водителя на трезвость. Представители компаний сходятся во мнении, что несмотря на более жёсткое, чем в Европе, законодательство по отношению к нетрезвым водителям, в России случаи нетрезвого вождения нередки, и далеко не каждого выпившего водителя останавливает инспектор ГИБДД.
Мы сообщали, что систему каршеринга в скором времени пополнит представительский класс от марок Mercedes-Benz и BMW, и вполне вероятно, что помимо заботы о безопасности операторы каршеринга стремятся попросту обезопасить дорогостоящую новую технику от повреждений. Судя по всему, процесс запущен, и первыми в России алкозамки массово примерят на себя именно автомобили, занятые в сфере проката. Для компаний, работающих в автомобильном бизнесе, каршеринг – один из основных пунктов корпоративных продаж. Поэтому мы обратились к представителям компаний, являющихся крупными игроками на российском авторынке, и попросили дать свою оценку надвигающихся перемен. На наши вопросы отвечают Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр», и Александр Клёвкин, директора департамента корпоративных продаж ГК «Независимость».
К.: О введении алкозамков в прокатных автомобилях с конца 2017 года заявили сразу несколько столичных операторов каршеринга. Как вы думаете, насколько эта мера окажется действенной?
Евгений Гришкевич: Решение компаний-арендодателей было вполне ожидаемым. Количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, за 2016 год превысило 13 000 случаев. По заявлениям компаний, установка алкозамков поможет снизить количество правонарушений клиентов, которые хотят сесть за руль в нетрезвом виде. Впрочем, учитывая, что сейчас автопарк операторов каршеринга сравнительно небольшой, на общую статистику ДТП в столичном регионе нововведение сильно не повлияет.
Александр Клёвкин: У нас уже есть запросы от ряда прокатных компаний, которые хотят дооснастить автомобили данными опциями, ссылаясь на высокую аварийность при использовании прокатных услуг нетрезвыми водителями. Помимо основной задачи введения алкозамков – социальной безопасности, – надо понимать, что любая авария для прокатной компании – это простой автомобиля и недополученная прибыль. Если прокатные компании готовы инвестировать в алкозамки, это может служить своего рода индикатором того, что эффект должен быть. В любом случае мера будет действенна, но прогнозировать какую-то цифру сейчас нет возможности, так как нет практики.
К.: Многие из тех, кто пользуется услугами каршеринга, уже высказывают недовольство тем, что честным водителям придётся «дуть в трубочку», чтобы просто завести двигатель. Не снизится ли популярность каршеринговых сервисов в связи с нововведениями?
ЕГ: Алкозамки – один из немногих доступных операторам каршеринга способов контроля водителей, садящихся за руль их автомобилей. В российском законодательстве предусмотрена мера наказания за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. При отсутствии алкозамков компании не могут ручаться за состояние водителей за рулем арендованной машины. Поэтому в данном случае операторы каршеринга больше заботятся о возможных исках в свой адрес, чем о популярности сервиса среди автомобилистов.
АК: Думаю, что популярность каршеринга не пострадает. Не вижу каких-либо неудобств – тем более, что это не будет отнимать много времени. Напротив, прокатным компаниям можно было бы порекомендовать продвигать на рынок уникальность использования алкозамка и преподносить его как преимущество и заботу о социальной безопасности.
Статьи
29639 0 3 К.: Возможно ли будет бороться с «читерскими» приёмами, ведь выпившему водителю достаточно «делегировать» алкозамок своему трезвому другу?
ЕГ: Борьба с такими приемами на данный момент практически невозможна. Депутаты Госдумы предлагают к алкозамкам дополнительно устанавливать сканер сетчатки глаза, но пока что это только предложение, не говоря уже о том, что подобный прибор значительно увеличит расходы компаний. К сожалению, как и при запуске сервиса, остается рассчитывать исключительно на здравый смысл потенциальных водителей и на ответственность сопровождающих его лиц.
АК: Алкозамок устроен так, что через определенной время требуется повторное подтверждение, нужно снова «дуть в трубочку», поэтому трезвый друг должен быть с вами на протяжении всего пути.
К.: Представим, что в комплектацию каждого автомобиля в России будет включен алкозамок. Могла бы такая мера снизить количество ДТП и смертность на дорогах?
ЕГ: Да, и в значительной степени. По мнению депутатов Госдумы, использование алкозамка в профилактических целях поможет дисциплинировать водителей. Более того, многие производители действительно начинают включать в комплектацию автомобилей алкозамки. Причем это касается как зарубежных автогигантов, так и российских концернов.
АК: Это было бы заметно даже по корпоративным паркам. Например, наши клиенты, компании федерального и мирового уровня, активно борются с нетрезвостью за рулем – в частности, применяют утренние медосмотры с «продувами» водителей. Большие парки автомобилей требуют значительных кадровых ресурсов. Поэтому уверен: если алкозамок будет включен в комплектацию автомобиля, то это упростит и сделает более эффективной работу в очень правильном деле – борьбе за трезвую езду.
К.: Какие меры, помимо алкозамков, могли бы изменить ситуацию с нетрезвыми водителями в России?
ЕГ: Тема пьянства за рулем актуальна, особенно в реалиях мегаполиса. Для ее решения необходим целый комплекс мер – ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде, лишение прав. Если случай ДТП по вине пьяного водителя не повлек за собой человеческих жертв, можно обойтись и мягкими мерами, такими, как обязательное слушание лекций о вреде пьянства. Если же подобные ситуации имеют систематический характер – напротив, усиливать наказание, вплоть до принудительного лечения алкоголизма или пожизненного лишения прав.
Из всего сказанного очевидно, что сам по себе алкозамок, будь он поставлен даже на каждый автомобиль в России, коренным образом ситуацию не исправит – в очередной раз тут вспоминается профессор Преображенский с его фразой о разрухе в головах – ведь если российский человек хочет поехать за рулём пьяным, то любые препятствия к этому он воспринимает как дополнительный вызов и стимул. Наверное, у каждого из нас есть друг, который не пристёгивается за рулём, а защёлкивает ремень у себя за спиной или, тем паче, пользуется заглушками. А ведь пристегнуться – это очень просто, куда легче, чем даже «дунуть в трубочку». С другой стороны, нельзя отрицать, что когда существенно выросли штрафы «за ремень», количество пристёгнутых всё же увеличилось в разы. Поэтому мы ждём алкозамков на прокатных автомобилях и следим за развитием темы.
ОпросА как вы относитесь к введению алкозамков?
Мы сообщали, что систему каршеринга в скором времени пополнит представительский класс от марок Mercedes-Benz и BMW, и вполне вероятно, что помимо заботы о безопасности операторы каршеринга стремятся попросту обезопасить дорогостоящую новую технику от повреждений. Судя по всему, процесс запущен, и первыми в России алкозамки массово примерят на себя именно автомобили, занятые в сфере проката. Для компаний, работающих в автомобильном бизнесе, каршеринг – один из основных пунктов корпоративных продаж. Поэтому мы обратились к представителям компаний, являющихся крупными игроками на российском авторынке, и попросили дать свою оценку надвигающихся перемен. На наши вопросы отвечают Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр», и Александр Клёвкин, директора департамента корпоративных продаж ГК «Независимость».
К.: О введении алкозамков в прокатных автомобилях с конца 2017 года заявили сразу несколько столичных операторов каршеринга. Как вы думаете, насколько эта мера окажется действенной?
Евгений Гришкевич: Решение компаний-арендодателей было вполне ожидаемым. Количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, за 2016 год превысило 13 000 случаев. По заявлениям компаний, установка алкозамков поможет снизить количество правонарушений клиентов, которые хотят сесть за руль в нетрезвом виде. Впрочем, учитывая, что сейчас автопарк операторов каршеринга сравнительно небольшой, на общую статистику ДТП в столичном регионе нововведение сильно не повлияет.
Александр Клёвкин: У нас уже есть запросы от ряда прокатных компаний, которые хотят дооснастить автомобили данными опциями, ссылаясь на высокую аварийность при использовании прокатных услуг нетрезвыми водителями. Помимо основной задачи введения алкозамков – социальной безопасности, – надо понимать, что любая авария для прокатной компании – это простой автомобиля и недополученная прибыль. Если прокатные компании готовы инвестировать в алкозамки, это может служить своего рода индикатором того, что эффект должен быть. В любом случае мера будет действенна, но прогнозировать какую-то цифру сейчас нет возможности, так как нет практики.
К.: Многие из тех, кто пользуется услугами каршеринга, уже высказывают недовольство тем, что честным водителям придётся «дуть в трубочку», чтобы просто завести двигатель. Не снизится ли популярность каршеринговых сервисов в связи с нововведениями?
ЕГ: Алкозамки – один из немногих доступных операторам каршеринга способов контроля водителей, садящихся за руль их автомобилей. В российском законодательстве предусмотрена мера наказания за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. При отсутствии алкозамков компании не могут ручаться за состояние водителей за рулем арендованной машины. Поэтому в данном случае операторы каршеринга больше заботятся о возможных исках в свой адрес, чем о популярности сервиса среди автомобилистов.
АК: Думаю, что популярность каршеринга не пострадает. Не вижу каких-либо неудобств – тем более, что это не будет отнимать много времени. Напротив, прокатным компаниям можно было бы порекомендовать продвигать на рынок уникальность использования алкозамка и преподносить его как преимущество и заботу о социальной безопасности.
Статьи
Я еду пьяным за рулем. Что мне будет?
Как мы помним, «закон о нулевом промилле» сравнительно недавно ушел в прошлое, и теперь у водителей снова есть возможность пить кефир, есть яблоки и бананы и принимать спиртосодержащие микстуры, после чего управлять…29639 0 3 К.: Возможно ли будет бороться с «читерскими» приёмами, ведь выпившему водителю достаточно «делегировать» алкозамок своему трезвому другу?
ЕГ: Борьба с такими приемами на данный момент практически невозможна. Депутаты Госдумы предлагают к алкозамкам дополнительно устанавливать сканер сетчатки глаза, но пока что это только предложение, не говоря уже о том, что подобный прибор значительно увеличит расходы компаний. К сожалению, как и при запуске сервиса, остается рассчитывать исключительно на здравый смысл потенциальных водителей и на ответственность сопровождающих его лиц.
АК: Алкозамок устроен так, что через определенной время требуется повторное подтверждение, нужно снова «дуть в трубочку», поэтому трезвый друг должен быть с вами на протяжении всего пути.
К.: Представим, что в комплектацию каждого автомобиля в России будет включен алкозамок. Могла бы такая мера снизить количество ДТП и смертность на дорогах?
ЕГ: Да, и в значительной степени. По мнению депутатов Госдумы, использование алкозамка в профилактических целях поможет дисциплинировать водителей. Более того, многие производители действительно начинают включать в комплектацию автомобилей алкозамки. Причем это касается как зарубежных автогигантов, так и российских концернов.
АК: Это было бы заметно даже по корпоративным паркам. Например, наши клиенты, компании федерального и мирового уровня, активно борются с нетрезвостью за рулем – в частности, применяют утренние медосмотры с «продувами» водителей. Большие парки автомобилей требуют значительных кадровых ресурсов. Поэтому уверен: если алкозамок будет включен в комплектацию автомобиля, то это упростит и сделает более эффективной работу в очень правильном деле – борьбе за трезвую езду.
К.: Какие меры, помимо алкозамков, могли бы изменить ситуацию с нетрезвыми водителями в России?
ЕГ: Тема пьянства за рулем актуальна, особенно в реалиях мегаполиса. Для ее решения необходим целый комплекс мер – ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде, лишение прав. Если случай ДТП по вине пьяного водителя не повлек за собой человеческих жертв, можно обойтись и мягкими мерами, такими, как обязательное слушание лекций о вреде пьянства. Если же подобные ситуации имеют систематический характер – напротив, усиливать наказание, вплоть до принудительного лечения алкоголизма или пожизненного лишения прав.
Будет ли толк
Представители компаний пока не дают комментариев относительно того, как именно будет производиться дооборудование автомобилей алкозамками, а также отказываются от прогнозов по корпоративным продажам автомобилей, имеющих в комплектации алкозамок. Так что, наряду с потенциальной действенностью этой меры, очевиден и факт того, что неясных нюансов ещё довольно много. Напомним, что ещё в 2009 году правительства Татарстана и Московской области совместно с РСА пробовали оснащать автомобили алкозамками и даже изучали европейский опыт (в то время в Швеции алкозамками комплектовался муниципальный транспорт), однако эта инициатива практического применения не нашла.Из всего сказанного очевидно, что сам по себе алкозамок, будь он поставлен даже на каждый автомобиль в России, коренным образом ситуацию не исправит – в очередной раз тут вспоминается профессор Преображенский с его фразой о разрухе в головах – ведь если российский человек хочет поехать за рулём пьяным, то любые препятствия к этому он воспринимает как дополнительный вызов и стимул. Наверное, у каждого из нас есть друг, который не пристёгивается за рулём, а защёлкивает ремень у себя за спиной или, тем паче, пользуется заглушками. А ведь пристегнуться – это очень просто, куда легче, чем даже «дунуть в трубочку». С другой стороны, нельзя отрицать, что когда существенно выросли штрафы «за ремень», количество пристёгнутых всё же увеличилось в разы. Поэтому мы ждём алкозамков на прокатных автомобилях и следим за развитием темы.
ОпросА как вы относитесь к введению алкозамков?