Свет, тень, камера: как создаются официальные фотографии автомобилей
С рекламных баннеров, куда ни кинь взгляд, на нас смотрят автомобили. Яркие сочные цвета, точеные формы, высочайшая детализация и лучи света, играющие на ключевых элементах дизайна: не машина – игрушка. Однако, в отличие от рекламной фотографии еды, где несъедобные блины поливают машинным маслом вместо меда, а пивная пенка – на самом деле мыльная, автомобиль на фотографии – настоящий. Как же снимаются подобные кадры, становящиеся впоследствии визитной карточкой модели в стране, а то и в мире? Мы открываем цикл публикаций, посвященных профессиональным съемкам автомобиля. Сегодня мы готовимся снимать автомобиль в студии и выясняем, кто, как и с помощью какого оборудования участвует в этом процессе.
Циклорама – это специальная конструкция, где переход между вертикальными и горизонтальными плоскостями сглажен округлыми формами. Такой переход позволяет физически исключить углы и создать эффект «бесконечного фона» того цвета, в который окрашена циклорама. Для видеосъемок с последующим монтажом, например, это зеленый «хромакей». Ну а для фотосъемки нет ничего лучше абсолютно белого или черного фона.
Белый фон – условная «нейтраль»: гарантия того, что автомобиль на этом фоне будет хорошо заметен, контрастен и освещен. Конечно, с точки зрения контраста есть нюансы цвета самой машины, но об этом мы спросим непосредственно фотографа. А вот освещение – фактор очевидный, и белый цвет здесь полезен еще и тем, что не поглощает свет, а отражает его, создавая огромное светлое полотно, на фоне которого будут создаваться кадры. Именно отраженный, а не направленный свет – главный фактор успеха: отраженный свет более нейтральный, мягкий и не дает ненужных бликов (рефлексов), слепящих засветов и «зайчиков». Количество рефлексов, вдобавок ко всему, может зависеть от конкретной машины, и для сегодняшней ŠKODA Octavia это важно: новый кристаллический дизайн чешских автомобилей как раз подразумевает наличие множества граней, ребер и острых переходов.
Ну а довершает картину хитрый «потолок»: подвижная конструкция, состоящая из рамы, на которой натянуто полотно и которая, в свою очередь, подвешена на электрических талях – подъемных механизмах. Поднимать и опускать при этом можно не только всю раму целиком, но и ее отдельные углы: регулировка высоты и этого «перекоса» тоже участвует в создании светотеневой картины на съемочной площадке.
Чтобы описать, сколько света может быть на съемочной площадке, нужны не просто цифры – нужны сравнения. Например, для сегодняшней съемки задействовано почти 60 кВт света: здесь имеются «маленькие» прожекторы на 150 и 650 Вт, а также более солидные – на 1 и 2 кВт. А теперь вспомните, как для освещения домашней комнаты вам хватало пары ламп по 60 ватт: в сегодняшней съемочной «комнате» их около тысячи! Столько же потребляет деревня в Словении, где родилась Меланья Трамп. Меж тем, два киловатта – далеко не предельная мощность студийного прожектора: есть модели и на три, и на пять киловатт и даже двадцать!
Важная характеристика света, помимо мощности – это цветовая температура. Ни для кого не секрет, что свет бывает «теплым» и «холодным» и меняется от первого ко второму с ростом цветовой температуры. Разумеется, при подготовке освещения на съемочной площадке этот фактор тоже оговаривается заранее. Например, на грядущей фотосессии цветовая температура будет колебаться в пределах 2900 – 3500 К: ведь, как было упомянуто выше, в числе задач по установке освещения будет имитация закатного солнца.
Все начинается с освещения – вместе с оборудованием на площадке появляются осветители. Это те люди, благодаря которым фотография получит объемность и, если хотите, «воздушность». Как правило, минимальная команда осветителей – это три человека: именно столько их будет сегодня.
После выставления базового света начинается работа с автомобилем – а это означает присутствие на площадке не только осветителей, но и ассистентов фотографа. Дополнительные светофильтры, шторки, точечные подсветки, загородки из специального белого пенокартона – вот лишь часть того, чем жонглируют ассистенты. Долгие часы организации идеального ракурса, игра шторками прожекторов и подвесным потолком и люди, застывшие в напряженных позах – вот то, что остается за кадром каждой созданной фотографии.
1 / 3 2 / 3 3 / 3 Важность фотографа на съемках переоценить сложно – он и организатор, и дирижер, и художник. Расставляя один за другим элементы на шахматной доске студии, только он знает, каким должен стать конечный итог проделанной работы. Однако и он работает не один: ведь за процессом съемки последует не менее долгая и кропотливая работа – постобработка и ретушь. Поэтому ретушер вполне может принимать участие и в съемках – только его глазу видны те мелкие огрехи, дефекты и особенности, с которыми ему придется работать впоследствии. И часть из них можно – и даже нужно – отсеять еще в процессе съемки. И вот тут мы вплотную подходим непосредственно к объекту съемки – автомобилю.
1 / 3 2 / 3 3 / 3
Еще до того, как автомобиль физически появится хотя бы неподалеку от съемочной площадки, фотограф и представитель заказчика должны встретиться, чтобы разработать и согласовать ТЗ – техническое задание на съемку и фотографии. Ни для кого не секрет, что дизайнерский стиль каждого бренда – это один из важнейших инструментов его идентификации, и потому именно обсуждению нюансов и освещению деталей будет посвящен не один час диалогов. Изгибы, ребра, линии, обводы, пропорции, элементы – ничто не должно остаться в стороне. Ну а еще фотограф должен «черпать вдохновение» из тех же источников, что и дизайнер, поэтому концепции и словосочетания вроде «чешский кубизм», «богемский хрусталь» и «неоклассический стиль» на некоторое время закрепляются в умах и речи.
Согласовав ТЗ, заказчик выдает главный творческий объект – автомобиль. Но для того, чтобы он превратился из обитателя дорог в тот самый творческий объект, с ним тоже предстоит поработать. Здесь, в отличие от многих процессов, все довольно нехитро: тщательная мойка, доведение машины до состояния «только что с конвейера» и постоянное поддержание этого состояния. Подобно фотомодели, за которой постоянно следует гример с баночкой пудры и губной помадой, машина горделиво покоится на поворотном столе циклорамы, неустанно обмахиваемая от пыли и протираемая от отпечатков пальцев и сияющая тем самым богемским хрусталем оптики.
Колыбель фотографии
Колыбель гонок – это гоночная трасса. Для тюнинга колыбелью служит специализированное ателье. Ну а колыбель профессиональной фотографии – это циклорама.Циклорама – это специальная конструкция, где переход между вертикальными и горизонтальными плоскостями сглажен округлыми формами. Такой переход позволяет физически исключить углы и создать эффект «бесконечного фона» того цвета, в который окрашена циклорама. Для видеосъемок с последующим монтажом, например, это зеленый «хромакей». Ну а для фотосъемки нет ничего лучше абсолютно белого или черного фона.
Циклорама – это тот объект, который создает светотеневой рисунок на автомобиле. Благодаря белым стенам мощными осветительными приборами можно полностью охватить автомобиль, а также «просветить» его краску – особенно если это какой-то глубокий, например, перламутровый, цвет. А еще мы можем с легкостью имитировать уличное освещение. Сегодня, например – это красивое закатное солнце. Владимир Седов фотограф, PM-Photo.ruЕще один важный атрибут съемки автомобиля на циклораме – поворотный стол. Это специальная вращающаяся платформа, выдерживающая высокую нагрузку вроде машины. Имея поворотный стол, можно выставить на нем автомобиль, а затем не мучиться с изменением ракурса съемки – одно нажатие кнопки разворачивает объект в нужную сторону.
Ну а довершает картину хитрый «потолок»: подвижная конструкция, состоящая из рамы, на которой натянуто полотно и которая, в свою очередь, подвешена на электрических талях – подъемных механизмах. Поднимать и опускать при этом можно не только всю раму целиком, но и ее отдельные углы: регулировка высоты и этого «перекоса» тоже участвует в создании светотеневой картины на съемочной площадке.
Свет и тень
Хороший свет – вторая важнейшая составляющая профессиональной съемки. Циклорама должна быть наполнена светом, насыщена им – только так можно не упустить ни малейшей детали фотографируемого объекта вроде кристаллов фар или граненого капота в стиле «чешского кубизма». Кроме того, без хорошего света не будет и хорошей тени – а именно на светотеневом контрасте и балансирует фотограф, создавая «рисунок на рисунке», то есть, подчеркивая рельеф автомобиля.Для сегодняшней съемки на площадке будет использовано до 60 кВт света. Это не предел – света может быть и больше, если использовать более мощные прожекторы. Количество и параметры осветительного оборудования зависят от типа съемки и технического задания: свет не приносится на площадку «наугад», потребность в нем всегда рассчитывается заранее. Владимир Седов фотограф, PM-Photo.ru«Выставление света» – одна из основных работ на съемочной площадке. Регулировка освещенности производится не только простым включением-выключением и перестановкой прожекторов: каждый из них оснащен шторками, с помощью которых можно регулировать направление, ширину и даже форму луча. Играя раскрытием шторок, осветитель создает на нужных элементах лучи и световые пятна нужной формы: округлой, прямоугольной, продолговатой…
Важная характеристика света, помимо мощности – это цветовая температура. Ни для кого не секрет, что свет бывает «теплым» и «холодным» и меняется от первого ко второму с ростом цветовой температуры. Разумеется, при подготовке освещения на съемочной площадке этот фактор тоже оговаривается заранее. Например, на грядущей фотосессии цветовая температура будет колебаться в пределах 2900 – 3500 К: ведь, как было упомянуто выше, в числе задач по установке освещения будет имитация закатного солнца.
Люди, люди…
Люди на съемочной площадке – это те, кто превращает оборудование в искусство. О них можно сказать немного, но не сказать вовсе – значит упустить важную характеристику того, сколько человеко-часов работы вложено в каждый снимок. Меж тем, эта работа куда глубже, чем можно подумать. Ведь несмотря на то, что главным на площадке негласно считается фотограф, залог успешного кадра – это слаженные действия без малого десятка людей, и хорошо сработанная команда – это 80% успеха.После выставления базового света начинается работа с автомобилем – а это означает присутствие на площадке не только осветителей, но и ассистентов фотографа. Дополнительные светофильтры, шторки, точечные подсветки, загородки из специального белого пенокартона – вот лишь часть того, чем жонглируют ассистенты. Долгие часы организации идеального ракурса, игра шторками прожекторов и подвесным потолком и люди, застывшие в напряженных позах – вот то, что остается за кадром каждой созданной фотографии.
1 / 3 2 / 3 3 / 3 Важность фотографа на съемках переоценить сложно – он и организатор, и дирижер, и художник. Расставляя один за другим элементы на шахматной доске студии, только он знает, каким должен стать конечный итог проделанной работы. Однако и он работает не один: ведь за процессом съемки последует не менее долгая и кропотливая работа – постобработка и ретушь. Поэтому ретушер вполне может принимать участие и в съемках – только его глазу видны те мелкие огрехи, дефекты и особенности, с которыми ему придется работать впоследствии. И часть из них можно – и даже нужно – отсеять еще в процессе съемки. И вот тут мы вплотную подходим непосредственно к объекту съемки – автомобилю.
1 / 3 2 / 3 3 / 3
Автомобиль
Автомобиль на съемках – одновременно и главный герой, и главная сложность. Его нужно доставить, подготовить, установить и – что самое важное – правильно снять. Но самой съемке предшествует немалая предварительная работа…Еще до того, как автомобиль физически появится хотя бы неподалеку от съемочной площадки, фотограф и представитель заказчика должны встретиться, чтобы разработать и согласовать ТЗ – техническое задание на съемку и фотографии. Ни для кого не секрет, что дизайнерский стиль каждого бренда – это один из важнейших инструментов его идентификации, и потому именно обсуждению нюансов и освещению деталей будет посвящен не один час диалогов. Изгибы, ребра, линии, обводы, пропорции, элементы – ничто не должно остаться в стороне. Ну а еще фотограф должен «черпать вдохновение» из тех же источников, что и дизайнер, поэтому концепции и словосочетания вроде «чешский кубизм», «богемский хрусталь» и «неоклассический стиль» на некоторое время закрепляются в умах и речи.
Согласовав ТЗ, заказчик выдает главный творческий объект – автомобиль. Но для того, чтобы он превратился из обитателя дорог в тот самый творческий объект, с ним тоже предстоит поработать. Здесь, в отличие от многих процессов, все довольно нехитро: тщательная мойка, доведение машины до состояния «только что с конвейера» и постоянное поддержание этого состояния. Подобно фотомодели, за которой постоянно следует гример с баночкой пудры и губной помадой, машина горделиво покоится на поворотном столе циклорамы, неустанно обмахиваемая от пыли и протираемая от отпечатков пальцев и сияющая тем самым богемским хрусталем оптики.
Мы действуем по принципу «лучше потратить пять минут на устранение недостатка сейчас, чем час в процессе ретуши». Протереть отпечаток пальца или следы дорожной грязи на бампере в процессе съемки – дело пары минут, а вот на постобработке можно потерять гораздо больше. Именно поэтому мы уделяем подготовке автомобиля большое внимание. Владимир Седов фотограф, PM-Photo.ruСам автомобиль – это огромное поле для работы. Ведь съемочный процесс долог: нужно отснять не только экстерьер автомобиля, но и его интерьер, и яркие дизайнерские решения, и интересные элементы… Как выглядит процесс съемок? Какое оборудование и софт используется для работы? Каковы основные сложности и хитрости при съемках? Как правильно выбрать цвет снимаемого автомобиля? Любой ли автомобиль можно качественно снять? Что остается за кадром официальных фотографий? Обо всем этом мы подробно расскажем в грядущих публикациях.