Государственные и муниципальные закупки
Закон о контрактной системе предусматривает следующую структуру контроля закупочной деятельности заказчиков, включающую:
• мониторинг закупок;
• аудит в сфере закупок;
• контроль в сфере закупок, осуществляемый контрольными органами;
• контроль в сфере закупок, осуществляемый органами государственного финансового контроля;
• контроль в сфере закупок, осуществляемый финансовыми органами:
• ведомственный контроль (рис.10. 1);
• общественный контроль (рис. 10.2).
Рис. 10.1.Схема ведомственного контроля
10.2. мониторинг закупок — это система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.
Мониторинг осуществляется с использованием информации, которая содержится в ЕИС, результаты мониторинга также размещаются в ЕИС. Цели осуществления мониторинга:
• оценка степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе;
• оценки обоснованности закупок в соответствии с Законом о контрактной системе;
• совершенствование законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок.
Мониторинг закупок обеспечивается Минэкономразвития РФ. На региональном и муниципальном уровне его осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы местного самоуправления осуществляют мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
Рис.10 2. Схема реализации общественного контроля в сфере закупок
Правительство РФ подготовило постановление, устанавливающее порядок проведения мониторинга закупок. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступит в силу с 1 января 2017 г. Оно обеспечивает действие таких актов, как:
• правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
• требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Результатом мероприятий по мониторингу закупок является составление по итогам каждого года сводного аналитического отчета, который представляется Минэкономразвития России в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определены постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193. Сводный аналитический отчет содержит информацию об оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Минэкономразвития России также предлагает в отчете меры по совершенствованию законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок. При этом по результатам мониторинга не могут быть приняты предписания, обязательные для исполнения заказчиками.
10.3. Аудит в сфере закупок осуществляется:
— Счетной палатой РФ;
— контрольно-счетными органами субъектов РФ (образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);
— контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае если такие органы созданы в муниципальных образованиях).
Органы аудита в сфере закупок в соответствии со своей компетенцией осуществляют анализ и оценку результатов закупок в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг, реализуемости и эффективности осуществления закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами (п. 12 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).
Предметная область аудита ограничена достижением целей осуществления закупок, а именно:
• достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;
• исполнение международных обязательств России, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Россия;
• выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов кроме функций и полномочий, определенных в вышеуказанных пунктах.
Для достижения целей своей деятельности органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
Органы аудита в сфере закупок:
• обобщают результаты осуществления деятельности;
• устанавливают причины и подготавливают предложения по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;
• подготавливают предложения, направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок;
• систематизируют информацию о реализации предложений по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок;
• размещают в ЕИС обобщенную информацию о результатах своей деятельности.