Государственные и муниципальные закупки | Медицинский онлайн гид

Государственные и муниципальные закупки

Закон о контрактной системе предусматривает следующую структуру контроля закупочной деятельности заказчиков, включающую:

• мониторинг закупок;

• аудит в сфере закупок;

• контроль в сфере закупок, осуществляемый контрольными органами;

• контроль в сфере закупок, осуществляемый органами государствен­ного финансового контроля;

• контроль в сфере закупок, осуществляемый финансовыми органами:

• ведомственный контроль (рис.10. 1);

• общественный контроль (рис. 10.2).

Рис. 10.1.Схема ведомственного контроля

10.2. мониторинг закупок — это система наблюдений в сфере закупок, осу­ществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Мониторинг осуществляется с использованием информации, которая содержится в ЕИС, результаты мониторинга также размещаются в ЕИС. Цели осуществления мониторинга:

• оценка степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе;

• оценки обоснованности закупок в соответствии с Законом о контрактной системе;

• совершенствование законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок.

Мониторинг закупок обеспечивается Минэкономразвития РФ. На региональном и муниципальном уровне его осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы местного самоуправления осуществляют мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Рис.10 2. Схема реализации общественного контроля в сфере закупок

Правительство РФ подготовило постановление, устанавливающее порядок проведения мониторинга закупок. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступит в силу с 1 января 2017 г. Оно обеспечивает действие таких актов, как:

• правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

• требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Результатом мероприятий по мониторингу закупок является составление по итогам каждого года сводного аналитического отчета, который представляется Минэкономразвития России в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определены постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193. Сводный аналитический отчет содержит информацию об оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Минэкономразвития России также предлагает в отчете меры по совершенствованию законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок. При этом по результатам мониторинга не могут быть приняты предписания, обязательные для исполнения заказчиками.

10.3. Аудит в сфере закупок осуществляется:

— Счетной палатой РФ;

— контрольно-счетными органами субъектов РФ (образованными зако­нодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

—  контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае если такие органы созданы в муниципальных образованиях).

Органы аудита в сфере закупок в соответствии со своей компетенцией осу­ществляют анализ и оценку результатов закупок в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг, реализуемости и эффективности осуществления закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами (п. 12 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

Предметная область аудита ограничена достижением целей осуществления закупок, а именно:

• достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;

• исполнение международных обязательств России, реализация межго­сударственных целевых программ, участником которых является Россия;

•  выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов кроме функций и полномочий, определенных в вышеуказанных пунктах.

Для достижения целей своей деятельности органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Органы аудита в сфере закупок:

• обобщают результаты осуществления деятельности;

• устанавливают причины и подготавливают предложения по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

• подготавливают предложения, направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок;

• систематизируют информацию о реализации предложений по совер­шенствованию контрактной системы в сфере закупок;

• размещают в ЕИС обобщенную информацию о результатах своей деятельности.