Выбор шин на замену производится в соответствии с типом транспортного средства и условиями эксплуатации. Конструкторы подбирают эксплуатационные параметры шин, руководствуясь возможными условиями их использования, скорости, нагрузки и т.д.
Эксплуатация радиальных и диагональных шин
На одну ось недопустимо устанавливать шины, которые обладают разным размером и типом конструкции.
Если транспортное средство двухосное, а на задней его оси установлены либо одинарные низкопрофильные, либо сдвоенные обычные шины, то есть возможность комплектации обеих его осей шинами, обладающие одной и той же конструкцией, а можно на каждую ось установить шины, отличающиеся по конструкции (радиальные – на одну, а диагональные – на вторую). Если транспортное средство обладает одиночной шиновкой колес, а на задней оси стоят радиальные шины, то на передней допускается установка шин только такой конструкции, как и на задней оси. У полноприводных автомобилей все шины должны тоже быть одинаковой конструкции.
Если транспортное средство имеет три оси и более, то на переднюю ось можно установить шины любого из типов. Но тогда на ведущих задних осях должны использоваться шины, идентичные тем, что стоят на передней оси. На задних мостах шины должны быть все либо одной, либо другой конструкции.
Одноосевые прицепы и полуприцепы можно комплектовать как радиальными, так и диагональными шинами. У многоосных прицепов и полуприцепов на разных его осях могут использоваться шины разной конструкции.
Техническое обслуживание шин
Замену шин должны выполнять исключительно квалифицированные специалисты, поскольку это опасная процедура.
Прежде чем демонтировать колесо, необходимо проверить правильно ли сидят компоненты обода. Перед тем, как снять шину или разобрать обод, необходимо полностью спустить воздух при помощи выкручивания золотника. Золотник вентиля нужно удалить и полностью спустить в шине давление. Запрещается: стоять рядом с колесом во время спуска воздуха, разбирать ненакачанную шину, бить посторонними предметами по ободу или колесу. Монтируя и демонтируя шины, необходимо строго следовать технологиям и рекомендациям ETRTO или RMA.
Во время сборки и накачивания шины необходимо всегда проверять, чтобы на внутренней поверхности шины не было посторонних предметов, повреждений кордовых нитей или порезов. Все инородные предметы нужно удалить. Нельзя устанавливать поврежденную или согнутую камеру. В новых шинах используются только новые камеры. Камеры, не соответствующие размеру шины, устанавливать запрещается. На камере не должно быть грязи. Для монтажа нужно использовать только смазку, которая для этого специально предназначена. После монтажа необходимо проверить правильность посадки элементов колеса. Во время накачивания шины необходимо использовать защитную сетку. Запрещается устанавливать стопорные кольца, когда шина качается или уже накачана. Во время монтажа радиальных камерных шин нужно использовать соответствующие флапы и камеры.
Выбор шин и дисков
Выбор конструкции и размера диска осуществляется в соответствии и техническими требованиями производителя шин. Проверить насколько посадочный диаметр диска соответствует диаметру шины можно по маркировке ее боковины. Запрещается: использование поврежденных шин и дисков, нагревание дисков при ремонте, использование дисков неизвестных производителей. Проверка целостности и комплектности диска перед монтажом обязательна.
Рекомендации по выбору давления
Чтобы избежать повреждения шин, необходимо следить, чтобы давление внутри шины соответствовало нагрузке на нее от транспортного средства. Внутреннее давление шин необходимо проверять хотя бы два раза в неделю. Шины должны быть холодными. Колпачок вентиля должен присутствовать на всех шинах, поскольку он выполняет функцию дополнительного клапана. Когда транспортное средство используется, то допустимо увеличение давления на двадцать процентов. Но его нельзя корректировать в нагретых шинах. Передвижения на не до конца накачанных или спущенных шинах лучше избегать. Накачивать шины необходимо до рекомендуемого давления, иначе протектор будет изнашиваться неравномерно.
От неравномерного изнашивания можно избавиться при помощи перестановки шин. Лучше предупредить неисправность, чем устранять ее. Если шины подвержены неравномерному износу на управляемой оси то их можно переставить следующими способами:
- переставить шину с диском с одной стороны оси на противоположную;
- переставить шины, изменив их направление вращения на диске, но сохранив на той же позиции;
- переставить шины на вторую ось или на ось прицепа.
- При сдвоенной установке колеса шину из одной установки можно поменять местами с шиной из другой установки.
Схема перестановки шин для автобусов и грузовых автомобилей в случае, если приводные и управляемые колеса взаимозаменяемые
Схема перестановки шин для автобусов и грузовых автомобилей в случае, если приводные и управляемые колеса не взаимозаменяемые
Повреждение шин
Недопустимо пренебрегать повреждениями на шине, поскольку это рискованно как для водителя, так и для транспортного средства. Поврежденную шину необходимо заменить при первой же возможности.
Ремонт и восстановление шин
Отреставрировать каркас шины можно путем наложения протектора. Каркас шины нужно тщательно проверять на пригодность к последующей регенерации. Можно одновременно использовать горячий и холодный способ восстановления.
Хранение шин
Если предусматривается длительное хранение шин, то необходимо избегать нахождения рядом с ними химикатов и нефтепродуктов, двигателей и приборов, которые выделяют озон, источников тепла. Когда шины хранятся горизонтально, для избегания их деформации высота стопки должна быть не больше полтора метра. Если шины оснащены цельнометаллическим каркасом, то их хранить нужно в сухом месте. Прежде чем монтировать такие шины, необходимо убедиться в сухости и чистоте внутренней части шины, камеры и флапа. В компрессорной установке также не должно быть влаги.
Сдвоенная установка грузовых шин
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние на колесах с полкой диска 5°
Сдвоенное расстояние – это дистанция между осями симметрии протекторов шин при их сдвоенной установке
Номинальная ширина секции (мм) |
Ширина диска
(дюйм) |
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние (мм) |
125/90 |
3,00 |
139 |
125/90 |
3,50 |
145 |
145 |
4,00 |
167 |
155 |
4,50 |
181 |
165 |
4,50 |
192 |
175 |
5,00 |
205 |
185 |
5,50 |
216 |
195 |
5,50 |
228 |
205 |
6,00 |
239 |
215 |
6,00 |
251 |
225 |
6,50 |
262 |
235 |
6,50 |
274 |
255 |
7,00 |
293 |
Номинальная ширина секции (мм) |
Ширина полки диска
(дюйм) |
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние (мм) |
5,60 |
4,00 |
172 |
6,70 |
5,00 |
209 |
Данные величины рассчитаны на эксплуатации на автомагистралях и не являются обязательными для вновь разрабатываемых типов шин. В определенных ситуациях производителей шин необходимо проконсультировать должным образом. Для шин, которые прошли стандартизацию, не предусмотрены никакие изменения данных показателей. Если используются цепи на одной из шин сдвоенное расстояние должно быть увеличено соответствующим образом.
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние на колесах с полкой диска 5°тип II
Сдвоенное расстояние – это дистанция между осями симметрии протекторов шин при их сдвоенной установке
Номинальная ширина секции (мм) |
Ширина диска
(дюйм) |
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние (мм) |
6,00 |
4,50
5,00
5,50 |
196
201
207 |
6,50 |
4,50
5,00
5,50
6,00 |
202
208
214
220 |
7,00 |
4,50
5,00
5,50
6,00 |
216
222
228
233 |
7,50 |
5,00
5,50
6,00
6,50 |
230
236
242
247 |
8,25 |
5,50
6,00
6,50
7,00 |
253
25
265
270 |
9,00 (R16) |
6,00
6,50
7,00
7,50 |
277
283
289
294 |
9,00 (R20) |
6,00
6,50
7,00
7,50 |
285
291
297
302 |
10,00 |
6,50
7,00
7,33
7,50
8,00 |
305
311
314
316
322 |
11,00 |
7,33
7,50
8,00
8,50
9,00 |
321
323
329
335
340 |
12,00 |
7,33
8,00
8,50
9,00 |
346
354*
360
366 |
14,00 |
7,33
8,00 |
414
426 |
335/80 |
8,50
9,00 |
377
383 |
385/80 |
9,00
10,00 |
424
436 |
*344 мм допускается в определенных условиях.
Данные величины рассчитаны на эксплуатации на автомагистралях и не являются обязательными для вновь разрабатываемых типов шин. В определенных ситуациях производителей шин необходимо проконсультировать должным образом. Для шин, которые прошли стандартизацию, не предусмотрены никакие изменения данных показателей. Если используются цепи на одной из шин сдвоенное расстояние должно быть увеличено соответствующим образом.
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние на колесах с полкой диска 15°
Сдвоенное расстояние – это дистанция между осями симметрии протекторов шин при их сдвоенной установке
Номинальная ширина секции (мм) |
Ширина диска
(дюйм) |
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние (мм) |
Высота профиля 60% |
285/60 |
8,25
9,00 |
313
321 |
295/60 |
9,00
9,75 |
329
338 |
305/60 |
9,00
9,75 |
336
344 |
315/60 |
9,00
9,75 |
344
352 |
Высота профиля 70-75 и 80% |
205 |
5,25
6,00
6,75 |
222
230
239 |
215 |
6,00
6,75 |
237
246 |
225 |
6,00
6,75 |
245
254 |
235 |
6,75
7,50 |
262
271 |
245 |
6,75
7,50 |
270
279 |
255 |
6,75
7,50
8,25 |
278
287
295 |
265 |
6,75
7,50 |
286
295 |
275 |
7,50
8,25 |
303 |
285 |
7,50
8,25
9,00 |
311
318
327 |
295 |
8,25
9,00 |
326
335 |
305 |
8,25
9,00 |
334
343 |
315 |
9,00
9,75 |
351
360 |
Размеры нормальных секций |
7 |
5,25 |
208 |
8 |
5,25
6,00 |
225
234 |
8,5 |
5,25
6,00 |
233
242 |
9 |
6,00
6,75 |
250
259 |
9,5 |
6,00
6,75 |
261
270 |
10 |
6,75
7,50 |
277
286 |
11 |
7,50
8,25 |
305
314 |
12 |
8,25
9,00 |
329
338 |
13 |
9,00
9,75 |
350
360 |
Данные величины рассчитаны на эксплуатации на автомагистралях и не являются обязательными для вновь разрабатываемых типов шин. В определенных ситуациях производителей шин необходимо проконсультировать должным образом. Для шин, которые прошли стандартизацию, не предусмотрены никакие изменения данных показателей. Если используются цепи на одной из шин сдвоенное расстояние должно быть увеличено соответствующим образом.
Рекомендуемое минимальное сдвоенное расстояние для шин, используемых на прицепах и полуприцепах
Сдвоенное расстояние – это дистанция между осями симметрии протекторов шин при их сдвоенной установке
Размер шины |
Ширина диска
(дюйм) |
Рекомендуемое мин. сдвоенное расстояние (мм) |
Размер шины |
Ширина диска
(дюйм) |
Рекомендуемое мин. сдвоенное расстояние (мм) |
5,00 R8 |
3,00
3,25 |
152
156 |
15 x 4 1/2 R8 |
3,00
3,25 |
138
141 |
6,50 R9 |
4,00 |
184 |
16 x 6 R8 |
4,33 |
175 |
6,50 R10 |
5,00
5,50 |
204
209 |
18 x 7 R8 |
5,00 |
207 |
7,00 R12 |
5,00
6,00 |
221
234 |
21 x 8 R9 |
6,00 |
230 |
7,50 R15 |
6,00
6,50 |
244
250 |
23 x 9 R10 |
6,50 |
259 |
8,25 R15 |
6,00
6,50
7,00 |
263
269
275 |
27 x 10 R12 |
8,00 |
293 |
10,00 R15 |
7,00
7,50 |
311
316 |
9,5 R17,5 |
6,00
6,75 |
261
270 |
155/70 R12C |
4,50
5,00 |
180
186 |
10 R17,5 |
6,75
7,50 |
277
286 |
180/70 R8 |
5,00 |
207 |
215/75 R17,5 |
6,00
6,75 |
262
270 |
185/70 R13C |
5,50 |
212 |
245/70 R17,5
245/70 R19,5 |
6,75
7,50 |
270
279 |
205/70 R15
205/80 R15 |
5,00
5,50
6,00
6,50 |
228
233
240
246 |
265/70 R19,5 |
7,50
8,25 |
295
304 |
285/70 R19,5 |
8,25
9,00 |
318
327 |
165/90 R9 |
4,00 |
184 |
205/65 R17,5 |
6,00
6,75 |
235
243 |
225/75 R10 |
6,50 |
262 |
235/75 R17,5 |
6,75
7,50 |
262
271 |
Данные величины рассчитаны на эксплуатации на автомагистралях и не являются обязательными для вновь разрабатываемых типов шин. В определенных ситуациях производителей шин необходимо проконсультировать должным образом. Для шин, которые прошли стандартизацию, не предусмотрены никакие изменения данных показателей. Если используются цепи на одной из шин сдвоенное расстояние должно быть увеличено соответствующим образом.