Как правильно выбрать профессию? Практические советы
При выборе профессии учитываются факторы, количество которых поначалу может обескураживать. Однако традиционных форм поиска своего пути, таких как наследование профессии (например, у юристов, художников, врачей, учителей) или интуитивный выбор («это для меня и только это») недостаточно.
Недостатком наследования работы или семейного бизнеса является чрезмерное делегирование карьерного пути, о котором мечтали родители. Между тем сужение возможностей осуществляется путем выбора из множества вариантов, а не путем принуждения.
Каждый день одни профессии исчезают (особенно ремесла, хотя с другой стороны многие профессии «восстановлены», например гувернантка), и создаются другие. Официальный перечень профессий в различных отраслях и отраслях промышленности в настоящее время насчитывает несколько сотен позиций, и все время добавляются новые, иногда более или менее специализированные профессии. При выборе работодателя читайте и отзывы сотрудников о работе тут.
Как выбрать правильный из такого количества вариантов? В первую очередь труд следует разделить на физический (с чего человечество началось в своей эволюции), физически-умственный (например, водитель) и чисто умственный. Поэтому вам нужно подумать, какой тип работы является правильным. Хорошим работником будет не тот, кто пригоден только для умственного труда, а вынужден браться за плохо оплачиваемый физический труд. Подавляющее большинство профессий в мире, несмотря на прогрессирующую автоматизацию и компьютеризацию, по-прежнему остаются простыми, низкооплачиваемыми, с высокой текучестью, тяжелым физическим трудом, начиная от уборки и заканчивая должностью мастера на заводе. Преимуществом физического труда является поддержание хорошей формы, если только он не выполняется в неподходящих условиях (пыль, пыльца, шум, перепады температуры и т.п.) и ниже квалификации, что может привести к выгоранию и смене карьеры. Раньше после окончания школы ты шел работать, вузы интересовались судьбой выпускников, а должность была чуть ли не пожизненной — до пенсионного возраста. Сегодня необходимо не только менять место работы в рамках данной отрасли, но и все чаще проводить «реинжиниринг», т. один.
Поэтому ситуация вынуждает все больше и больше людей часто меняться. Они могут касаться смены места жительства (что работодатели определяют как мобильность или доступность), смены города и даже — экономической эмиграции, из которой, по статистике, многие возвращаются обратно, с достижениями или без них. Другими изменениями, вызванными жидкой современностью (термин Зигмунта Баумана), являются изменения внутри компании. Все больше компаний, зная результаты эргономики, т.е. науки о занятости, видят необходимость изменить свою позицию, чтобы не допустить рутины, ведущей к монотонности и выгоранию, а в крайнем случае – к несчастным случаям на рабочем месте или по пути к нему. Ажиотаж, с которым хедхантеры ищут новых сотрудников, обусловлен высокой текучестью людей трудоспособного возраста. Чаще всего это делается по двум причинам: 1) неблагоприятная заработная плата (слишком маленькая оплата по отношению к объему работы и периоду интенсивной учебы) и 2) неблагоприятные условия труда. К сожалению, пока зарплаты не повысятся, многие люди будут часто менять работодателей. Все больше компаний используют такие формы трудоустройства (выгодные только им) как стажировки, неоплачиваемые стажировки, а иногда даже волонтерство. Это в целом несправедливый подход – многие люди хотят иметь постоянную работу, работу на полную ставку, трудовой договор, который сопровождается бесплатным медицинским обслуживанием и всеми социальными льготами.
Основная проблема молодежи после окончания школы – важное решение: учиться или нет? Если вы почитаете рекламные объявления, то увидите, что многие люди, которые не поступают в колледж, правы, поскольку большинство выпускников все равно впоследствии работают вне своей отрасли. Среди тех, кто решил учиться, многие совершают ошибку, делая неправильный выбор. Потому что даже когда кто-то знает, что он гуманитарий, вариантов внутри гуманитарных наук все равно очень много и ошибиться несложно. Раньше в основном хватало одного курса обучения, лишь бы он был заранее тщательно продуман. Сегодня нормальная ситуация – это обучение по двум и более специальностям. Иногда одно поле изучают ради страсти, а другое — за деньги, но это еще не дает никаких гарантий. Один японский бизнесмен сказал, что сегодня учитываются только (и не меньше) два навыка: 1) всестороннее использование компьютера и другой оргтехники, 2) иностранные языки. Это должно быть приоритетом в обучении на всех уровнях.
Чтобы осознать свое место на рынке труда, необходимо определить две вещи: 1) чем я действительно хочу заниматься в своей профессиональной жизни, 2) для чего я действительно хорош? По поводу первого пункта: не стоит заставлять человека быть гуманитарием, если он проявляет математические способности и наоборот. Если кто-то хочет делать мебель, его не нужно пиарить, а если кто-то хочет быть пиарщиком, его нельзя просить клеить конверты. И тут видно, что процесс принятия решения сложен, ведь даже ответ на два вышеуказанных вопроса не гарантирует хорошего диагноза.
После определения того, что мы предпочитаем физический или умственный труд, ответы на вопрос «чего я хочу? Что я хочу делать? Чего я достигну?» и размышления типа «для чего я лучше всего приспособлен?», следует перейти к более объективным вопросам. К ним относятся такие аспекты, как: 1) где вообще находится работа? В деревне? В больших городах? За границей?, 2) где хорошо платят, 3) где есть внутренние возможности для продвижения по службе, обучения и повышения квалификации. Знаний, полученных сегодня в школе или вузе, недостаточно, потому что в среднем каждые три года большая часть знаний устаревает. Поэтому все чаще значение имеют навыки, называемые «мягкими», среди них такие как: 1) черты характера; 2) легкость установления контактов; 3) коммуникативность; 4) творчество и многие другие, которым нельзя научиться на лекциях, но можно углубить на практике. Поэтому все большее значение приобретает конкретный навык (танцы, иностранные языки, работа с машинами и устройствами), а не чистые, абстрактные фактические знания. Поэтому, если кто-то изучает журналистику, умение отбирать информацию, ее обработку, доходить до источников информации здесь важнее, чем знание, скажем, истории печати, что само по себе интересно, но еще не гарантирует «светового пера» «.
К трюизмам относится истина о том, что одна специальность, особенно при неправильном выборе, не дает ничего, кроме диплома. Поэтому приходится все чаще опираться на «многозадачность», под которой я понимаю многозадачность: гибкий и адаптивный подход к задачам, умение работать в группе и одновременно работать самостоятельно, творческое мышление, одновременно рациональное и логическое мышление. Сегодняшний выпускник школы или университета несколько раз в жизни сменит место работы, а один или несколько раз – отрасль или профессию. Рынок и его классическая «невидимая рука» определяют предложение человеческого капитала таким образом, что определяют, кто и при каких условиях получит работу своей мечты или будет вынужден «переключиться» на другой вид деятельности, например, открыть свою свое дело. Насчет последнего — не у всех, у кого есть идея, сразу все получится, потому что только определенный процент компаний переживет первые пять лет работы. С другой стороны, иногда стоит рискнуть, и упрощения в открытии собственного дела становятся все более распространенными. Однако у вас должен быть хотя бы один надежный партнер — индивидуальный бизнес становится все менее успешным.
Поэтому после определения первых предварительных критериев следует попытаться ответить, будет ли работа в данном сегменте рынка: 1) хорошо оплачиваемой, 2) с правом на выходные и праздничные дни; 3) есть ли какие-либо социальные гарантии?; 4) обещает ли компания общий успех: 5) комиссионное вознаграждение или есть фиксированная зарплата, независимая от результатов или, по крайней мере, изначально независимая от достигнутой эффективности.
К сожалению, сегодня университеты не интересуются судьбой своих студентов, отчасти потому, что происходит массизация вузов. Некоторую надежду вселяет т.н. специальностей по заказу, заключающихся в поощрении студентов к изучению тех специальностей, выпускники которых впоследствии восполнят пробелы в человеческом капитале. Суть этих тенденций состоит в системе мотивации и поощрений, таких как стипендии, стажировки в компаниях или обещание беспроблемного трудоустройства. Особенно не хватает узкоспециализированных инженеров, IT-специалистов или представителей редких, «немодных» профессий. Однако здесь есть ловушка – одних финансовых стимулов может быть недостаточно в кризисной ситуации, известной как выгорание, ведь не все студенты контрактных специальностей занимаются в жизни тем, чем им действительно хотелось бы заниматься. Поэтому также важна возможность продвижения по службе, смена компании, обогащение работы и борьба с монотонностью,
Следует предположить, что вряд ли кто-то в зрелом возрасте или даже позже знает, чем он хочет заниматься. И здесь неизменная роль карьерного консультанта, иногда психолога, а иногда и мудрых друзей. Существует также феномен запоздалых решений – все чаще мы выбираем «временную работу», которая может стать своеобразным «трамплином», ведущим к работе мечты. К сожалению, по статистике, лишь небольшая группа людей занимается в жизни тем, чем они хотят и для чего подходят, в то время как большинство людей часто меняют работодателей в поисках «идеальной» работы. Здесь нужно сказать одно: нигде нет идеальной работы, которая быстро и безболезненно привела бы к успеху в широком смысле самореализации, а не только к повышению уровня жизни. Тем не менее, вы должны иметь четкое представление о такой работе и выполнять работу все ближе и ближе к идеалу своей мечты с сильным осознанием, что такая работа редкость. Я встречал много людей, которым могу сказать: «Я не могу представить, чтобы вы занимались чем-то другим! Вы на своем месте», но значительная группа людей борется в корпорациях, корпорациях и на постоянной основе, работая сверх нормы и ниже квалификации, что является растратой человеческого потенциала. К сожалению, у многих людей нет выбора — они имеют семьи и берутся за «любую работу», чтобы наполнить свою месячную потребительскую корзину. Есть еще явление притяжения человеческого капитала, когда мы все чаще и чаще возвращаемся домой после нескольких часов работы, у нас уже нет сил искать лучшую работу. При поиске работы стоит честно подумать обо всех этих вопросах, и тогда шансов больше, чем в ситуации, когда мы идем «в любую учебу», за бумагой и используем любую возможность для работы. Иногда, к сожалению, здесь играет роль давление семьи: сыну профессора, например, не «прилично» доставлять еду, и такой человек должен дополнительно бороться с традиционными семейными сценариями, которые «делегируют» молодого человека на конкретную работу. , независимо от его субъективных стремлений, желаний и объективных способностей.
Осознавая избыток возможностей (как недостаток, так и избыток, как правило, вредны), необходимо определить свой тип работы, двигаясь «сверху вниз», т. е. от общего к частному. Например, сначала решите, беретесь ли вы за физическую или умственную работу, затем укажите отрасль и только в конце — конкретного работодателя. Конечно, есть и методы поиска «снизу вверх» — сначала мы ищем работодателя наобум, а уже потом определяем, соответствует ли этот вид работы нашим стремлениям и квалификации. Решающий момент наступает, когда мы знаем: «да, это то, чем я хочу заниматься в своей жизни и ничем другим», но к такой уверенности редко удается прийти, не «попробовав» и не испытав сначала различные возможности.