Африка ждет! Интервью с пилотом газового КАМАЗа Сергеем Куприяновым
Спортивный сезон 2015 года для команды «КАМАЗ-Мастер» начался с победы в двух сложнейших марафонах «Дакар» и Africa Eco Race. Особое место на пьедестале почета «синей армады» занял экипаж уникального спортивного грузовика, работающего на природном газе. Пилот газового КАМАЗа Сергей Куприянов рассказал о планах экипажа на этот сезон и подготовке к следующему африканскому марафону.
— Сергей, в апреле в Астрахани завершился второй этап Чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана», на котором в составе команды «КАМАЗ-мастер» принял участие и экипаж газового КАМАЗа. Как вы оцениваете прошедшее соревнование?
— Астрахань – это такой концентрат тяжелой ралли-рейдовой гонки. Здесь, несмотря на то, что спецучастки достаточно короткие, трасса очень тяжелая. Это видно по тому, сколько машин за эти три дня сошло с трассы безвозвратно. И практически все участники гонки испытали какие-то сложности, в том числе и несколько наших экипажей имели серьезные технические проблемы. Сюда приезжают именно за тем, чтобы попробовать знаменитого астраханского кочкарника. В целом, всё прошло хорошо, результаты у команды хорошие, поэтому мы довольны.
— Почувствовали вы разницу между трассами Астрахани и Африки?
— Разница однозначно есть! Если в Африке всё-таки есть какие-то куски, достаточно прямые, на которых можно восстановиться, то в Астрахани от старта до финиша нужно без остановки работать за рулем, и нет даже секунды, чтобы отдохнуть и перевести дух. Однако несмотря на такие сложности, нам удалось финишировать четвертыми в своем зачете. Это хороший результат, потому что на «Золото Кагана» собрались top of the top грузового зачета.
— Как вела себя машина во время гонки?
— Газовый КАМАЗ работал отлично, и было несколько моментов, где явно проявились преимущества газодизельного двигателя. Например, на одном из барханов нам нужно было спрыгнуть с песчаного уступа и дальше выехать. За счет того, что он тянет на низких оборотах, мы смогли это сделать, и потом тронулись и поехали дальше. На обычном дизельном двигателе в этой воронке грузовики застревали на гораздо большее время. Несмотря на хорошие результаты, полученные во время гонок, работа над модификацией газового грузовика будет продолжена. В этом году мы хотим попробовать поменять баллоны. Особенность новых баллонов в том, что внутри будет наполнитель — абсорбер, который за счет молекулярных связей позволяет закачать больший объем природного газа при меньшем давлении в тот же объем баллона.
— Какую планку вы себе ставили перед началом этой гонки?
— Участие в Чемпионате России для нас, прежде всего, возможность испытать газовый автомобиль в боевых условиях и повысить гоночные навыки экипажа. В целом, прогресс очень хороший. От гонки к гонке, от года к году мы прогрессируем. И это, конечно, приятно.
— Где еще планируете выступать в этом году?
— Это этапы Чемпионата России и регулярные тренировки. В этом году запланирована тренировка в Казахстане, мы туда еще не выезжали. Недавно посетили этап в Белоруссии, который состоялся в городе Полоцк . В соревновании мы не участвовали, но зато Газовый КАМАЗ был представлен на открытии гонки. Мы стараемся «заразить» наших минских коллег из команды МАЗ газомоторной темой в грузовиках и предлагаем, чтобы уже в этом сезоне команда МАЗ-СПОРТавто построила такой же грузовик. Ну а потом — Африка ждет!
— Каковы перспективы того, что газовые грузовики на ралли-рейдах станут обыденным явлением?
— Сегодня в раллийных гонках наметилась тенденция на ужесточение требований к выхлопам, поэтому проект «газовый КАМАЗ» интересен не только российским специалистам, но и зарубежным. Руководитель грузового зачета «Дакара» Фабьен Кальве проявил особый интерес к российскому грузовику, работающему на природном газе, ведь и на их ралли проблемы экологии с каждым годом становятся все более актуальными. Он выразил надежду, что природный газ станет основным топливом для грузовых автомобилей, и в ближайшем будущем они увидят большой проект по выпуску экологичных грузовиков на газомоторном топливе.
— У Вас очень насыщенный график: основная работа, тренировки, гонки. Как удается находить время? Семья не обижается?
— Ну, семье достается больше всех, конечно. Потому что, например, практически никому из команды не удается встретить Новый год с семьей. Недавно, я помню, когда в американском Дакаре перенесли старт с первых чисел января на 5 января и я разговаривал с Владимиром Чагиным, он говорит: «Может быть, получится встретить Новый год дома». Потом посмотрели всю логистику, он говорит: «Нет, всё-таки не получится. Уже в двадцать третий раз».
— Сергей, в апреле в Астрахани завершился второй этап Чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана», на котором в составе команды «КАМАЗ-мастер» принял участие и экипаж газового КАМАЗа. Как вы оцениваете прошедшее соревнование?
— Астрахань – это такой концентрат тяжелой ралли-рейдовой гонки. Здесь, несмотря на то, что спецучастки достаточно короткие, трасса очень тяжелая. Это видно по тому, сколько машин за эти три дня сошло с трассы безвозвратно. И практически все участники гонки испытали какие-то сложности, в том числе и несколько наших экипажей имели серьезные технические проблемы. Сюда приезжают именно за тем, чтобы попробовать знаменитого астраханского кочкарника. В целом, всё прошло хорошо, результаты у команды хорошие, поэтому мы довольны.
— Почувствовали вы разницу между трассами Астрахани и Африки?
— Разница однозначно есть! Если в Африке всё-таки есть какие-то куски, достаточно прямые, на которых можно восстановиться, то в Астрахани от старта до финиша нужно без остановки работать за рулем, и нет даже секунды, чтобы отдохнуть и перевести дух. Однако несмотря на такие сложности, нам удалось финишировать четвертыми в своем зачете. Это хороший результат, потому что на «Золото Кагана» собрались top of the top грузового зачета.
— Как вела себя машина во время гонки?
— Газовый КАМАЗ работал отлично, и было несколько моментов, где явно проявились преимущества газодизельного двигателя. Например, на одном из барханов нам нужно было спрыгнуть с песчаного уступа и дальше выехать. За счет того, что он тянет на низких оборотах, мы смогли это сделать, и потом тронулись и поехали дальше. На обычном дизельном двигателе в этой воронке грузовики застревали на гораздо большее время. Несмотря на хорошие результаты, полученные во время гонок, работа над модификацией газового грузовика будет продолжена. В этом году мы хотим попробовать поменять баллоны. Особенность новых баллонов в том, что внутри будет наполнитель — абсорбер, который за счет молекулярных связей позволяет закачать больший объем природного газа при меньшем давлении в тот же объем баллона.
— Какую планку вы себе ставили перед началом этой гонки?
— Участие в Чемпионате России для нас, прежде всего, возможность испытать газовый автомобиль в боевых условиях и повысить гоночные навыки экипажа. В целом, прогресс очень хороший. От гонки к гонке, от года к году мы прогрессируем. И это, конечно, приятно.
— Где еще планируете выступать в этом году?
— Это этапы Чемпионата России и регулярные тренировки. В этом году запланирована тренировка в Казахстане, мы туда еще не выезжали. Недавно посетили этап в Белоруссии, который состоялся в городе Полоцк . В соревновании мы не участвовали, но зато Газовый КАМАЗ был представлен на открытии гонки. Мы стараемся «заразить» наших минских коллег из команды МАЗ газомоторной темой в грузовиках и предлагаем, чтобы уже в этом сезоне команда МАЗ-СПОРТавто построила такой же грузовик. Ну а потом — Африка ждет!
— Каковы перспективы того, что газовые грузовики на ралли-рейдах станут обыденным явлением?
— Сегодня в раллийных гонках наметилась тенденция на ужесточение требований к выхлопам, поэтому проект «газовый КАМАЗ» интересен не только российским специалистам, но и зарубежным. Руководитель грузового зачета «Дакара» Фабьен Кальве проявил особый интерес к российскому грузовику, работающему на природном газе, ведь и на их ралли проблемы экологии с каждым годом становятся все более актуальными. Он выразил надежду, что природный газ станет основным топливом для грузовых автомобилей, и в ближайшем будущем они увидят большой проект по выпуску экологичных грузовиков на газомоторном топливе.
— У Вас очень насыщенный график: основная работа, тренировки, гонки. Как удается находить время? Семья не обижается?
— Ну, семье достается больше всех, конечно. Потому что, например, практически никому из команды не удается встретить Новый год с семьей. Недавно, я помню, когда в американском Дакаре перенесли старт с первых чисел января на 5 января и я разговаривал с Владимиром Чагиным, он говорит: «Может быть, получится встретить Новый год дома». Потом посмотрели всю логистику, он говорит: «Нет, всё-таки не получится. Уже в двадцать третий раз».